Есть контроль

В начале XXI столетия в Москве развернулось бурное строительство небоскрёбов. Современные многоэтажные комплексы украсили столицу и привнесли новый колорит в облик города.

За всей красотой современных высоток скрывается сложная  работа инженерных систем. Для тех, кого интересует, как же взаимодействуют данные  системы управления и посвящена эта статья.

Нормальное функционирование небоскрёба обеспечивается сложным комплексом инженерных систем (водоснабжения, водоотведения, вентиляции, и др.). Число используемых систем может достигать 50. Специалисты рекомендуют использовать единую автоматизированную систему контроля состояния инфраструктуры здания. Такая система должна основываться на модульном принципе, который заключается в возможности подключения дополнительных групп устройств.

Центр автоматизированного управления небоскребом

Коммуникацию отдельных инженерных систем и органа управления осуществляет автоматизированная структура с функциями диспетчера. На основе протокола (Building Management System), разработанного американскими учёными в 1970-х гг., была реализована первая система автоматизированного управления зданием. В более поздние периоды появились и другие системы аналогичного назначения.

Все интеллектуальные системы управления техническими процессами включают три компонента:
— первичные анализаторы информации — датчики, предназначенные для анализа условий окружающей среды;
— контроллеры — мини-компьютеры, предназначенные для автоматизации технологических процессов;
— центры управления — оснащённые самой современной техникой места работы диспетчеров, с которых проводится регулирование основных параметров инженерных систем.

В настоящее время в связи с уменьшением размеров и увеличением производительности персональных компьютеров все чаще происходит комбинирование блоков датчиков и контроллеров.

Протоколы унификации

Долгое время, вплоть до середины 1990 годов, создатели элементов автоматизации использовали «закрытые протоколы», поэтому заказчики вынуждены были применять технологии одного поставщика для организации работы всех систем. Однако в повседневной жизни встречается большое количество инженерных систем и ни одна компания не может предложить весь перечень средств автоматизации. Возникает задача обеспечения транспортировки данных между техническими средствами различных производителей. Протоколы унификации (самые распространённые — LONи BACnet) позволяют решить поставленную задачу. Так, протокол LON используется в штаб-квартире РЖД, а протокол BACnet — в небоскрёбе компании «Лукойл».

Ещё один способ комплексной автоматизации инженерных систем основывается на использовании промышленной шины — комплекса программных средств и программного обеспечения, которые позволяют использовать различные протоколы. Широкое распространение в Европе и Азии получила разработанная в Германии шина PROFIBUS. В России шина PROFIBUIS используется в газораспределительных станциях в регионах Сибири. Существуют производственные шины других разработчиков (AN, AS-Interface, и InterBus).

Общая автоматизация

Ярким примером автоматизации инженерных систем небоскрёбов может послужить небоскрёб «Запад», относящийся к комплексу «Москва-Сити». В этом здании осуществляется интеллектуальное управление 45 инженерными системами. Взаимодействие с внешней средой происходит при помощи датчиков, обеспечивающих сбор данных и наблюдение за ключевыми параметрами (температура, влажность, давление и др.). Контроллеры на локальном уровне обеспечивают первичную обработку информации и обмен данными между датчиками и диспетчерами. На верхнем уровне управления, на станции диспетчера, принимаются ключевые решения на основе поступивших данных.

mcjournal2mcjournal1
Теги: #mcjournal #smotri_moscow #whiteNebo #Moscow_city #federationtower #Анна_Шпакович